Проект TuCAHEA

Идея проекта TuCAHEA

Тюнинг образовательных структур в Европе начался в 2000 году как проект,  связывающий политические цели Болонского процесса с Лиссабонской стратегией реформирования высшего образования. Со временем Тюнинг превратился в процесс пересмотра подходов к проектированию, разработке, внедрению, оценке и повышению качества реализации второй и третьей ступеней цикла программ. Результаты Тюнинга, а также его инструменты представлены в ряде публикаций, где учреждениям и академикам предлагается испытать и использовать их в своих собственных условиях. Тюнинг был разработан и предназначен для высших учебных заведений.

Название Тюнинг отражает идею о том, что европейские университеты не имеют и не должны добиваться единообразия в своих программах высшего образования или какого-либо единого подхода к их построению, а просто искать точки сближения и взаимопонимания.

Защита богатого многообразия европейского образования является первостепенной для Тюнинга, который никоим образом не стремится ограничить независимость академических и отраслевых специалистов или разрушать местные и национальные власти.
Тюнинг сфокусирован не на структурирование образовательного процесса, а на его предметной области, то есть на содержании обучения. В то время как образовательные системы в первую очередь являются обязанностью правительств, ответственность за структуру образования и его содержание несут прежде всего сами высшие учебные заведения и их преподавательский состав.
Болонский процесс ведет к реформированию образовательных систем во всех странах Европы в результате принятия политического решения об объединении различных национальных систем Европе в одну единую систему. Данная реформа послужила  началом новых обсуждений среди учреждений высшего образования таких вопросов, как сопоставимость учебного процесса с точки зрения их структуры, программ и подходов к обучению, то есть, всего того круга вопросов, которыми занимается Тюнинг.

Главная цель проекта – внести вклад в развитие пространства высшего образования Центральной Азии, в соответствии с европейским пространством высшего образования, принять во внимание и оценить специфические потребности и потенциалы региона в целом и стран-партнеров в частности, отвечая таким образом на запросы высшего образования в частности и всего общества в целом.
Проект был задуман как присоединение Центральной Азии к процессу Тюнинг, который базируется на методологии широко развитой преподавателями вузов совместно со студентами, выпускниками, административными работниками, служащими и сотрудниками министерств. Целями TuCAHEA являются: расширенное использование компетентностно-базовых инструментов и инструментов улучшения качества разработки учебных программ, усовершенствование региональных систем высшего образования, создание платформы обмена знаниями и разработки инструментов улучшения качества в регионе в целом и в каждой отдельной стране, а также поддержка законодательственными органами создания в рамках регионов совместимости и соответствия европейскому пространству высшего образования; создание пилотных Тюнинг групп по предметным направлениям, которые подготовят пособия пользователя и будут точками опоры ключевых секторов; проведение тренингов для сотрудников министерств, преподавателей вузов и независимых экспертов по использованию компетентностно-базовых инструментов; обмен студентами в и за пределами региона и усовершенствование таких необходимых для организации мобильности инструментов, как улучшение качества и прозрачность признания. Одной из важных целей проекта является создание информационных центров по распространению знаний о проекте Тюнинг как в столице, так и на периферии каждой страны-партнера.
Главные результаты , которые предусматривается получить в ходе работы проекта это: расширение знаний о процессе Тюнинг, включение центральноазиатского пространства высшего образования в широкий международный контекст Тюнинга, углубление знаний о наличии инструментов улучшения качества и прозрачности признания с целью создания базы будущего сотрудничества, осуществление широкого спектра консультаций как по общим, так и по отдельным предметным компетенциям, подготовка и публикация Тюнинг разработок по предметным направлениям; разработка дескрипторов программ подготовки на базе компетентностного подхода, принимая во внимание описание профилей, уже разработанных в рамках проекта Тюнинг и с учетом квалификационных рамок ENIC-NARIC Network. И в итоге, развивая упомянутые выше пункты, создание базы центральноазиатского пространства высшего образования, центральноазиатских квалификационных рамок и применение системы кредитов.

Консорциум
Университеты-координаторы проекта:
Европа: Университет Гронинген, Нидерланды, Проф. Роберт Вагенар
Европа: университет г.Пиза. Италия, Проф Кэтрин Айзекс

Менеджер  проекта:
Ингрид Ван дер Мейер, Университет Гронинген

Университеты-участники проекта:
47 партнеров, 34 университетов Центральной Азии, 5 министерств, 8 университетов Европы
Казахстан – 6 партнеров – Казгаса, КазЭУ им.Т.Рыскулова , МУИТ, КарГУ им. Е.А. Букетова, ЮКГУ им. М.Ауэзова, Кызылординский государственный университет им.Коркыт Ата, Министерство образования и науки РК.

Исполнители:
Страновой координатор, координатор МУИТ – Закирова Г.Д.
Координатор КазЭУ им. Т.Рыскулова  – Сапаргалиева Б.О.
Координатор ЮКГУ им.М.Ауэзова  – Ефимова И.
Координатор КазГАСА-  Абилова Б.А.
Координатор КарГУ им. Е.А.Букетова  – Карстина С.Г.
Координатор Кызылординского государственного университета им. Коркыт-ата – Кеншинбай Т.И.
Министерство образования и науки РК – Нарбекова Б.М.

Развитие проекта
Организационное заседание TuCAHEA в Брюсселе, 20 и 22 ноября , 2012 года
Центральную группу TuCAHEA, составляют руководящая и координирующая группы проекта (проф. Роберт Вагенаар, проф. Анн Катрин Изаакс. На первом заседании были утверждены планы работы на 2012-2013 год, обсуждены основные документы проекта, определены даты проведения страновых и пленарного собрания консорциума.
По итогам первого заседания участников проекта в каждом университете-партнере были проведены организационные мероприятия: созданы рабочие группы, обсудились все основополагающие документы (Методология Тюнинга, Project handbook, project Directory, материалы других проектов по Тюнингу и др.)

Февраль, 2013 года
Проведено первое Страновое собрание на базе КазГАСА с участием всех координаторов страны, представителей всех кафедр и рабочей группы КазГАСА.
Результатом собрания является список Общих компетенций (Generic Competences), выработанный казахстанскими партнерами для обсуждения и утверждения на Пленарном собрании.
Распределены в соответствии с имеющимися специальностями Subject Specific Area:
Business: KazEU, SKSU
Economics: KazEU, IITU
Engineering: KazGASA, SKSU
Environmental Protection and Food Safety: SKSU, KazGASA
Humanities (History): KSU, KKSU
Language: IITU, KazEU
Law: KSU, KKSU
Natural Sciences: KKSU, KSU
Teacher Training and Education: KKSU, KSU, SKSU

 

Апрель, 2013 года
Первое пленарное собрание консорциума (в Алматы, на базе МУИТ)
На Пленарном собрании:

-были обсуждены и утверждены Список Общих компетенций для Центральной Азии;
-проведена работа по обсуждению Специфических компетенций по 8 предметным областям ((экономика, право, бизнес, образование, охрана окружающей среды, изучение языков, история, инженерия)
Проведены заседания рабочей группы по разработке компетентностного подхода в образовательных направлениях вуза;

Май – июнь, 2013 года
Проведение консультаций со студентами бакалавриата, магистратуры, преподавателями вузов и работодателями по актуальности предложенных общих и предметных компетенций. Консультации были проведены посредством заполнения предложенной он-лайн анкеты со списком компетенций. Консультации были проведены во всех вузах-партнерах, Общее количество участвовавших 22 000 человек, по Казахстану – около 2400 чел.                                          
Сентябрь,  2013 года 
Первый тренинговый визит в университеты Европы (Университет Гент, Университет г. Пиза).
В программе тренинга – встреча с представителями европейской комиссии (Ms Alba Chiara Tiberi, Tempus Project Advisor,  Peter van der Hijden, European Commission DG Research and Innovation), знакомство с процедурой внедрения методологии Тюнинга в университете Гент (Бельгия), университета Пизы. Участниками тренинга был проведен анализ проведения консультаций, были определены ключевые вопросы для страновых заседаний, определены задачи для Второго пленарного собрания.
 

Октябрь, 2013 года
Проведено второе страновое собрание на базе Южно-Казахстанского государственного университета им.М.Ауэзова:

1)  Обсуждены результаты проведения консультаций по общим и предметным консультациям на базе графического анализа.
2) Выработаны рекомендации для создания “Guidelines and Reference Points” (“conceptual frameworks”) for the TuCAHEA Subject Areas: Template and explanations for discussion»
3) Определены участники Второго пленарного собрания в г. Бишкеке.
Национальным офисом Темпус проведен мониторинг проекта в соответствии с планом мониторинга. На мониторинге участвовали все координаторы университетов-партнеров, представители преподавательского и студенческого коллектива ЮКГУ им. М. Ауэзова . Было проанализировано состояние работы университетов по претворению в жизнь задач проекта

                                                       

Март  2014 года
13-14 марта 2014 года  в Карагандинском государственном  университете им. Е.А.Букетова  состоялось третье  страновое  собрание  проекта « По направлению   Центрально - Азиатскому  пространству  высшего образования:
Тюнинг  структура и формирование  культуры качества». Участниками встречи были:  координаторы проекта -   Международный  университет информационных технологий, Казахский экономический университет  им. Т. Рыскулова, Казахская Головная  Архитектурно - Строительная Академия, Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, Кызылординский государственный университет им. Коркыт-Ата, Южно- Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова. А также в работе третьего  странового совещания принял  участие эксперт Георг Новак   из университета  Упсала (Швеция).  
В ходе третьего странового собрания были представлены  матрицы по направлениям: экономики, бизнеса, филологии, инженерии, образованию,  естественным наукам, пищевой безопасности и защите окружающей среды. Также подведены итоги  по выполненной работе и   дальнейшего  плана действий в рамках проекта.

Официальный сайт проекта
http://www.tucahea.org/index.html